воскресенье, 4 марта 2012 г.

Гуманитарное и социальное образование в России: шанс на полноту бытия


Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему  вниманию статью заместителя научного руководителя Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктора экономических наук, профессора Льва Любимова.
Cложность вопроса о гуманитарном образовании (с известной неясностью перспективы его разрешения) имеет глубочайшие корни, а несостоявшееся до сих пор разрешение — тяжелейшие последствия для вчерашней, нынешней и будущей судьбы России. Поэтому абсолютно приоритетной является необходимость разобраться с тем, что было и есть гуманитарным образованием и гуманитарными науками в нашей стране.
В школе нужны социальные науки: экономика, право уже сейчас, а по мере появления учителей, способных преподавать, — социология и политология. Нужна «Россия в мире» — курс, который соответствовал бы идеям Платона о том, что молодежь надо учить «сказками». Речь не о каких-то фальсификациях. Возможно, придется о чем-то умолчать, что-то акцентировать. Хотя о Сталине и «сталинщине» умолчать нельзя. Нужно прекратить умалчивать историю о Российской империи. Эта империя радикально отличалась от английской, французской, немецкой. Она создана тем же методом завоеваний, но отличается исключительно позитивной колонизацией, которой больше нигде не было: Россия никогда ничего не «высасывала» из колонизуемых народов, а давала очень много, причем за счет русских. Она развила среди этих народов науку, искусства, образование, промышленность, включила их элиту в свою (в XVIII веке среди российских князей доля кавказских князей была выше, чем доля русских).
Итак, мы фиксируем слабость нашего гуманитарного образования и науки. У нас есть нелегкие проблемы с развитием социальной мысли, со слабостью абстрактного и гуманитарного мышления у населения, с формированием у молодежи грамотной речи, с восстановлением русского языка после 70 лет его искажения и калечения «товарищами».
Таковы стартовые позиции. Перед нами стоит задача возобновлять с низких стартовых позиций гуманитарное и социальное образование. Но надо понимать и то, что мы этого не сделаем, если не будут развиваться соответствующие науки. Стране необходимо гуманитарное Сколково. Это означает, что нужно срочно вкладывать ресурсы в создание гуманитарных и социальных школ мирового уровня. Для реализации новых целей и задач гуманитарного образования необходима отдельная федеральная программа, возможно, национальный проект, и команда, состоящая из людей, духовно и профессионально продвинутых.  
«Государственное состояние людей есть прежде всего и главнее всего их духовное состояние…  Если государство имеет полноту бытия, то только через душевно-духовное переживание и осуществление людьми его цели и его средств, его содержания и его формы» (И.А. Ильин).
ИСТОЧНИК полный текст статьи ЗДЕСЬ>>

Комментариев нет: